ПРЕССА: Новый для России формат недвижимости — агропромышленные парки

ПРЕССА: Новый для России формат недвижимости — агропромышленные парки

ПРЕССА: Новый для России формат недвижимости — агропромышленные парки



Как сообщили в Министерстве сельского хозяйства, в настоящее время государственная аграрная политика страны базируется на госпрограмме развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717. Об агропромышленных парках в этой программе не говорится ничего, хотя документ предусматривает мероприятия по развитию инфраструктуры и логистическому обеспечению рынка.

Общественные организации, представители отраслевых бизнес-сообществ продвигали идею агропромпарков давно. С интересом воспринимали ее и в министерстве. Функции агропромышленных парков — производство, хранение, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, оптимизация механизма доставки еды до потребителя (в том числе сокращение цепочки посредников).

Ушли от базы

Участники рынка девелопмента и консалтинга дают разные характеристики агропромпаркам. Некоторые считают, что это современный аналог российских плодоовощных баз, оптово-розничные центры, где продаются в основном овощи, фрукты и цветы. Стандартный крупный объект представляет собой площадку (от 5 до 200 га) с несколькими зонами. В них расположены склады, рассчитанные также на низкотемпературное хранение и переработку, открытые площадки под хранение и перегрузку, площадки для торговли с автомобилей, сопутствующая инфраструктура — паркинг для посетителей и арендаторов, кафе, рестораны, гостиницы, автомойка и так далее.

Данное определение дополняют представители различных аграрных компаний: помимо услуг хранения производителям предлагают расширенную переработку выращенного — сортировку, калибровку, помывку, упаковку, т. е. доведение до товарного состояния, чтобы местные производители могли конкурировать с поставщиками импорта.

Пока парки в агропромсекторе, являются почти штучным явлением. На данный момент, самообеспеченность РФ овощной продукцией составляет 88,4%. Импорт овощей носит сезонный характер. Более половины объема импорта — это тропические фрукты (бананы, финики, цитрусовые). Что касается фруктов и ягод, то здесь самообеспеченность невысока. По оценкам общественных организаций, импортное и отечественное продовольствие даже до санкций находилось в соотношении 40 на 60 соответственно.

Некоторые из экспертов предлагают идею создания единой «Роспродсети». На данный момент, пока в стране почти нет площадок, где бы могли встречаться производители и закупщики продукции. 1 кг рыбы на берегу стоит 50 руб., на прилавках в регионах — 160 руб. Такое соотношение — это следствие цепочки посредников, от которых может избавить центр оптовой продажи. Мелкие производители могут кооперироваться, чтобы конкурировать с крупными. Таким образом можно решить вопросы цены и повышения конкурентоспособности местной продукции.

«Для крупных перерабатывающих агропарков необходимы огромные обороты сельского хозяйства, которого в России нет. Все картофельные поля были проданы под застройку. Единственное, в чем сильна страна – выращивание зерновых культур, но для зерна не нужны такие агропарки. – поясняет Игорь Индриксонс, эксперт в области инвестиций в недвижимость. - Продукты рядового крестьянина никогда не смогут попасть на полку в магазине. Чтобы поставлять товары в сетевые гипермаркеты сначала требуется заплатить миллион рублей, да и без маркетинговой поддержки товар не проведет в магазине и месяца. За рубежом подобные продукты перерабатываются и упаковываются, после чего перевозятся в логистические парки, откуда отправляются прямиком в Россию. К примеру, Испания – это «гигантский огород», овощи с которого составляют ежедневный рацион любого россиянина». - говорит эксперт.

В Европе развита система ОРЦ сельхозпродукции, в том числе агропромпарков. Один из примеров — крупнейший оптовый рынок «Ранжис» в пригороде Парижа, государственная сеть оптовых рынков «Меркаса» в Испании, рынок «Бронише» в Варшаве и ряд других. Лидером в области логистики и первичной переработки сельхозпродукции считается Голландия с ее многовековой историей международной торговли.

По данным Игоря Индриксонса, на зарубежных рынках такая разновидность коммерческой недвижимости довольно популярна. Ее доходность при сдаче в аренду может достигать около 12% годовых. По его оценкам, затраты на организацию парка потребуются немалые. Здесь необходимы более масштабные системы коммуникаций, холодильные установки и многое другое. То, что в России новый формат не пробивает себе дорогу стремительно и активно, как это происходит, например, с торговыми центрами, говорит о высоких рисках и невысоком по российским меркам уровне доходности, уверен эксперт.

По подсчетам некоторых специалистов, инициатор проекта окупит вложения за 12-15 лет в зависимости от удаленности территории парка от существующей инфраструктуры. Инвестиции в подготовку 1 га в среднем по России оценивается в 26 млн руб. По мнению экспертов, рентабельность таких проектов уступает показателям уже раскрученных и понятных видов девелопмента.

Проект агропарка достаточно сложный в силу специфики рынка сельхозпродукции и высоких рисков на этом рынке. Наиболее вероятными девелоперами агропарков, будут компании, которые заняты в производстве или дистрибуции такой продукции.

Наталия Крол
Источник: Газета «Ведомости»
Материал подготовлен на основе статьи в газете «Ведомости» с использованием расширенных комментариев Игоря Индриксонса
Полный текст статьи вы можете посмотреть здесь: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/758811/plodovo-vygodnyj-format
В России может появиться новый тип коммерческой недвижимости - агропромышленные парки. Несмотря на популярность в Европе, мало вероятно, что в России агропарки смогут прижиться и конкурировать по доходности с европейскими аналогами.

Возврат к списку

+7 (495) 775-88-55
заказать звонок
заполнить форму

Задайте свой вопрос

Защита от автоматического заполнения CAPTCHA
Введите слово с картинки*
Для получения доступа к разделу "Видеокурс" напишите письмо на info@indriksons.ru. Наш специалист свяжется с Вами для уточнения условий доступа.